Серпухов. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

вторник, 17 сентября

ясно+10 °C

Онлайн трансляция

Продолжается работа по созданию в Серпухове Музея печатного дела

02 авг. 2019 г., 20:55

Просмотры: 252


Предположительная дата открытия – 19 сентября, ко Дню рождения города. А пока мы ремонтируем помещение, изучаем архивы, подбираем экспонаты.

Кто же Вы, товарищ редактор?

Время оказалось беспощадно, вся информация о первом главном редакторе газеты «Коммунист», что дошла до наших дней, одна лишь фамилия – Антонов. Была ли это настоящая фамилия или творческий псевдоним – доподлинно неизвестно. Зато удалось выяснить, что за первый год существования газеты на посту главного редактора сменилось три человека.

«Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придёт» – совсем не шутка Остапа Бендера, а суровая действительность той эпохи. Бушевало пламя гражданской войны, ВЧК не дремало – люди, подобно персонажам Булгаковской «нехорошей квартиры», исчезали внезапно и зачастую бесследно. Антонов, скорее всего, являлся человеком грамотным, вполне мог быть из «бывших» и представлять различные революционные партии того времени.

Если с фигурой главного редактора ещё многое предстоит выяснить, то с воссозданием интерьера редакции той эпохи оказалось несколько проще. Рабочие артели вряд ли что-то производили, да и большевикам было не до налаживания производства в революционные годы. Зато экспроприация процветала и не шла вразрез с идеей общенародного хозяйства. Посещение музея печати в Санкт-Петербурге и внимательный осмотр рабочего кабинета Ленина лишь подтвердил наши предположения. Вместе с этим пришло понимание, как должна выглядеть экспозиция и какие предметы нам предстоит раздобыть для музея.

Все дороги ведут в Петроград 

Именно к такому выводу мы пришли, тщательно проанализировав рынок антиквариата. Как выяснилось, культурная столица сохранила не только более широкий ассортимент «барских мебелей» и винтажных аксессуаров, но и более гуманные цены. В условиях, когда бюджета редакции мало, а энтузиазма у сотрудников много, 850 км в одну сторону – совсем не проблема. Не теряя времени, выезжаем в ночь, сразу после окончания рабочего дня. Следующее утро мы уже встречаем в городе на Неве.

Первый экспонат по плану – стол. Соотношение цена/качество вполне устраивает. В ходе общения с владельцем выясняем, что он тоже сотрудник типографии. Начинаем интересоваться, нет ли старого оборудования для музея? И с сожалением узнаем, что всё ушло на металлолом несколько лет назад.

Итак, предмет интерьера приобретён. И тут начинается самое интересное. Не то что бы сукно у стола лопнуло и из-под него посыпались бриллианты. Просто стол ну очень тяжёлый. И для переноски совсем неудобный. Даже двери пришлось снимать, чтобы его вынести. И в лифт не проходит. А этаж, с которого его необходимо спустить, одиннадцатый. И ронять его совсем нельзя. Даже когда очень хочется. Всё-таки вещь антикварная, больше века служит.

Пальцы сводит, одежда в побелке. Невыносимая жара дополняет картину нашего «счастья». Хочется перенестись из душного подъезда куда-нибудь на скамеечку, в прохладу Летнего Сада или к гранитным берегам Невы, на стрелку Васильевского острова, а не вот это всё. Про себя думаю, что если лет через сто потомки решат воссоздать интерьер 21 века, им будет немного полегче с нашим офисным антиквариатом. Признаться, за 11 этажей можно о многом поразмыслить.

К счастью, стул, пополнивший нашу коллекцию следующим, весил всего килограмм десять. Да и этаж был второй.

Блошиный рынок на Удельной

Заключительным квестом нашей компании стал поиск подходящих раритетов для музея на знаменитой барахолке Санкт-Петербурга. Место, скажем прямо, очень колоритное, сюда даже водят экскурсии. Считается, что оно входит в десятку самых крупных блошиных рынков мира. Выглядит это всё чрезвычайно пёстро: здесь и торговые павильоны, специализирующиеся на покупке и продаже антикварных вещей, пенсионеры, решившие продать из закромов что-то личное и откровенно деклассированные элементы, торгующие прямо с земли каким-то хламом с ближайших помоек. Говорят, на этой барахолке можно купить всё – кости мамонта, галстуки первых пионеров, а при удачном стечении обстоятельств даже запчасти от большого адронного коллайдера.

Поиск «добычи» – задача весьма азартная, но и очень трудоёмкая, а учитывая аномальную на тот момент для Петербурга 30-ти градусную жару, даже изнуряющая. Процесс не быстрый. Ходим, смотрим, спрашиваем, торгуемся. Совещаемся, на что хватает денег, а от чего пока лучше отказаться. Если что-то заинтересовало, фотографируем и отправляем в Серпухов для консультации со специалистом и ждём его вердикта. Процедура совсем не лишняя, многие продавцы затрудняются назвать время производства, другие откровенно лукавят. Попутно узнаём для себя много нового, как менялся со временем стиль, какие вещи были в моде, какие компании работали в дореволюционной России и что они производили.

музей1.JPG

Музей3.jpg

Музей5.jpeg

Музей4.jpg

Как бы медленно процесс не происходил, деньги заканчиваются быстрее, чем закупаются необходимые нам экспонаты. Немного расстроенные, но всё же довольные поездкой, мы собираемся домой. Лёд тронулся, начало положено. Надеюсь, мы ещё сможем внести свою скромную лепту в создание Серпуховского музея печати и сохраним эту часть нашей истории.

Александр Молчанов

Напомним

Сбор экспонатов для Музея печати идёт с начала 2019 года. На данный момент почти вся экспозиция первого зала готова. Экспонаты представляют собой мебель и предметы кабинета главного редактора газеты «Коммунист» 1919 года. В настоящее время проходит поиск экспонатов для второй экспозиции Музея печати, связанной с деятельностью типографии.