Яндекс.Погода

пятница, 10 апреля

пасмурно+9 °C

Сейчас в эфире

online радио

Выставка, посвященная Анне Мараевой, продолжает работу в Серпуховском музее

13 февр. 2020 г., 16:51

Просмотры: 130


Кто добро творит, того Бог отблагодарит. Из поколения в поколение звучит на устах серпуховичей славное имя Анны Васильевны Мараевой. Мы знаем её как потомственную почетную гражданку города, хозяйку музейного особняка, коллекционера русской и западноевропейской живописи, фабрикантшу, благотворительницу... 175-летие со дня её рождения коллектив историко-художественного музея ознаменовал выставкой «Анна Мараева. Жизнь и вера».

Посетители выставки задерживаются у парадного портрета работы Владимира Бондаренко. На полотне Мараева изображена во весь рост, и по тем временам считается женщиной состоявшейся: ей 38 лет, она уже вдова, мать восьмерых детей и наследница огромных капиталов супруга. Как-то язык не поворачивается назвать ее «бывшей» хозяйкой дома. Она незримо здесь; среди голосов, шагов, людских движений где-то слышится легкий шорох шелкового платья…

мараева4.JPG

- Название выставки родилось как-то само, оно лирично и как нельзя лучше подходит к Анне Васильевне, - рассказала на открытии выставки директор музея Жанна Алейникова, - для нас архиважно начать год с юбилейного выставочного проекта, который состоялся благодаря всем сотрудникам музея и потомкам Мараевой. Большая часть вещей из фондов формировалась благодаря дарам ее родственников, и это пополнение продолжается. Надеемся, в этом году исполнится наша мечта - мы увековечим память об Анне Васильевне монументом у стен особняка. Она много фотографировалась, и для нас важно охарактеризовать ее портретно, отразить все нюансы её личности.

Почетные гостьи встречи - три праправнучки Мараевой: Ольга Жигалова, Елена Жамкова и Ольга Авакова. Все они происходят от разных ветвей мараевского рода, но женщины необыкновенно интеллигентные, с огромным почтением относятся к хранительнице своего фамильного древа. Мама Ольги Жигаловой успела получить благословение на брак от Александры (старшая дочь Мараевой – прим.) и самой Анны Васильевны – незадолго до кончины серпуховской купчихи в 1928 году. Ольга Авакова признается: «сколько лет прошло, я знаю ее только по рассказам, и все же ловлю себя на мысли, что с ней советуюсь. Смотрю дома на прапрабабушкин портрет и в мыслях обращаюсь к ней. Что за сила такая в этой женщине заключалась, которая докатилась и до меня?..»

Так получилось, что среди потомков Мараевой рождались девочки, сама фамилия не продлилась, но семейное древо продолжает жить. Совсем недавно в Австрии родился самый маленький представитель рода – Филипп.

мараева1.JPG

мараева2.JPG

мараева3.JPG

Интересен зал, где представлены мемориальные предметы: семейные фото, личные вещи хозяйки - ее молитвенники, иконы, фарфор, книги. Само помещение выполнено в стиле боярских палат. В уголке – дверь, ведущая в ванную и туалет. «Довольствуюсь небольшой комнатой, которая вполне устраивает» - писала сама купчиха. Для молитвы она облачалась в черный сарафан и темный платок, который на брошку закалывался под подбородком. На Пасху одевали красный платок, на Троицу зеленый. Здесь же душеспасительные книги – помянники, куда записывали умерших сродников, лестовки (четки), настенная молитва Анны-пророчицы – покровительницы хозяйки. А в витрине рядом – документы с оригиналом дореволюционной орфографии: разсчетная книжка, прейсъ-курантъ, правила внутреннего распорядка на бумаго-ткатской фабрике. Рабочий день продолжался с пяти утра (по другим источникам в 5.30) и до восьми вечера. Полчаса давали утром на завтрак, полтора часа длился обед. В двунадесятые праздники были выходные.

На каждую Пасху и Рождество делали подарок - отрез материи: женщинам на сарафаны, мужчинам на штаны. Когда Анна Васильевна ехала в храм на пролетке, простой люд выстраивался по обеим сторонам дороги: знали - барыня-матушка копеечкой одарит.

Всматриваюсь в портреты семейства. Четыре сына и четыре дочери Мараевых необыкновенно хороши собой, получили блестящее воспитание и образование, прекрасно рисовали, знали несколько иностранных языков и уверенно держались в седле. После смерти мужа Анна стала опекуном наследства (наследники - дети). В какой-то момент дела фабрикантши пошли нехорошо - целых девять лет тянулись судебные тяжбы по делам наследства и признании законности брака с Нефедом (Мефодием) Мараевым. В первую мировую войну положение поправилось. Мараевская фабрика в Заборье выпускала ткань, а в Данках материю отбеливали и превращали в ситец. После революции 1917 года Анна Васильевна жила у родственников в Серпухове и Москве.

В последний путь свою любимицу провожали с великими почестями. Гроб с телом рабочие ее бывшей фабрики несли на руках пять километров из Заборья до железнодорожного вокзала. Упокоилась старообрядка в фамильном склепе на Преображенском кладбище, но ее дух, по легенде, по-прежнему навещает свои владения. Как точно заметила праправнучка Мараевой Елена Жамкова, «серпуховский музей продолжает жизненную линию Анны Васильевны. Насколько Мараева привнесла радений в развитие духовности и культуры, настолько и город чтит добрую память о ней».

Татьяна Панкратова

В тему

В 1896 году Мараева приобрела западно-европейскую коллекцию собирателя Юрия Мерлина и часть её разместила в особняке (пейзажи и натюрморты), а натуры расположили в Данках. В том же году заказана постройка дворцовой части дома у архитектора Клейна – семи комнат в разном историческом стиле.

Факт

В 1920 году газета «Коммунист» сообщает об открытии в бывшем особняке Мараевой музея «Старины искусства». Так что ровно 100 лет назад в наш музей стали массово ходить посетители.