Серпухов. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

понедельник, 10 декабря

дождь со снегом0 °C

Онлайн трансляция

Та самая «Ока» Серпуховского автозавода

30 июля 2018 г., 12:10

Просмотры: 382


В сквере на улице Пушкина установлен памятник автомобилю «Ока». Сегодняшние мальчишки могут даже и не знать, какой марки машина стоит на пьедестале. А ведь совсем недавно этот автомобиль, который производили на Серпуховском автозаводе, пользовался спросом не только в нашей стране.

Серпуховский автозавод перестал выпускать «Оку» в 2008 году. Сегодня на его площадке располагается индустриальный парк, среди резидентов которого есть и производственные предприятия. Правда, автомобилей никто не изготавливает. Но благодаря деятельному Совету ветеранов Серпуховского автозавода, который возглавляет Нина Ложкина, и поддержке директора индустриального парка Сергея Хайдакина, история предприятия сохраняется. А чтобы было проще её сберечь и донести до потомков, создан музей СеАЗа.

Нина Дмитриевна и Сергей Алексеевич – коренные автозаводцы. В одной из витрин музея можно видеть копии дипломов и удостоверений лауреатов Государственной премии в области науки и техники, которые принадлежат Сергею Хайдакину и его коллеге Станиславу Шелестову, а также выписки из указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года. Сергей Хайдакин тогда, 20 лет назад, работал главным конструктором автозавода. Государственная премия – высокая оценка разработок для усовершенствования конструкции и технологии производства автомобиля «Ока».

DSCF1534.JPG

Автомобильный завод в Серпухове был создан в 1939 году. Конструкция мотоколясок, производимых на предприятии, постоянно совершенствовалась. Изделие 1957 года выпуска совершенно не похоже на своего младшего «брата», родившегося, например, 10 лет спустя. Главным конструктивным отличием серпуховских мотоколясок было то, что ими могли управлять люди с ограниченными возможностями.

Запуск производства «Оки» означал для завода начало нового этапа в развитии. Построили новые корпуса, начали осваивать иные технологии. Первые автомобили собрали в 1989 году, а в 1990 наладили серийное производство. К сожалению, судьба этого народного автомобиля повторила судьбы многих десятков изделий, которые выпускались в СССР: открытый во время перестройки для иностранных компаний отечественный рынок привёл к гибели наших предприятий. Только в Серпухове можно назвать десяток таких. Из самых известных: производство автомобилей «Ока» и пылесосов «Тайфун».

DSCF1524.JPG

В 2009 году отгрузили потребителю последнюю партию автомобилей, произведённых в Серпухове. Обидно, ведь «Ока» была востребована!

Музей остался, как уголок не только памяти, но и места сбора ветеранов автозавода. В его создании непосредственное участие принимал участник Великой Отечественной войны, возглавлявший ветеранскую организацию СеАЗа более десяти лет, Василий Ефремович Николаев.

Многое удалось осуществить Совету ветеранов именно благодаря умелым действиям Василия Ефремовича.Сегодня эстафету Николаева продолжает Нина Дмитриевна Ложкина.

DSCF1540.JPG

В момент создания ветеранская организация объединяла участников Великой Отечественной войны. Их в 60-е годы на СЕАЗе работало более 50 человек. Недалеко от проходной автозавода расположен мемориал. Около памятника погибшим воинам размещены две таблички с выбитыми фамилиями автозаводцев, не вернувшихся с полей сражений. Каждый год 7 мая сюда приходят ветераны автозавода, чтобы принять участие в торжественных мероприятиях. К сожалению, тех, кто участвовал в войне, осталось всего трое.

В этом году по традиции праздник Великой Победы отмечали, почтив память павших в боях и отдав честь живым. Через некоторое время ветераны автозавода получили от руководства подарки – фотокниги, в которых запечатлено торжественное событие.

Надежда Сергеева

Нина Дмитриевна Ложкина:

DSCF1632.JPG

– Мы благодарны руководству индустриального парка, особенно генеральному директору Сергею Соколову и техническому директору Сергею Хайдакину за то, что содержат в порядке мемориал. Молодёжь должна беречь память о героическом прошлом.

Работа нашей ветеранской организации была бы очень затруднена без поддержки руководства. Когда бы мы не обратились к Сергею Валерьевичу или к Сергею Алексеевичу, никогда в помощи не отказывают.

Для справки

На СЕАЗе производили помимо автомобилей и велосипеды. Большим спросом пользовались модели для детей. Хорошо продавались и автомобильные прицепы.

Напомним

Изначально СеАЗ назывался СМЗ – серпуховский мотоциклетный завод. Предприятие было создано постановлением Экономсовета при СНК СССР №428 «Об организации производства малолитражных мотоциклов». Выпуск мотоколясок для инвалидов Великой Отечественной войны наладили в 1952 году.