Сейчас в эфире
online радио
06 мая 2018 г., 12:30
Просмотры: 329
Городской архив хранит подшивки «Коммуниста», начиная с 1937 года, более ранние выпуски газеты, которая долгое время называлась «Набат», находятся в историко-художественном музее. В помещении со стеллажами – тишь да гладь, можно раскрыть потрёпанный том и с головой уйти в прошлое – на 80 лет назад. Газета к тому времени стала почти ежедневным четырёхполосником, выходя 24 раза в месяц. Когда публиковались партийные документы, формат, естественно, расширялся. Цена издания составляла пять копеек. Фотоиллюстраций по-прежнему было мало, если они публиковались – выглядели, как чёрно-белые картинки в мелкую-мелкую точечку. Заголовки – непривычно длинные, больше напоминают призывы и воззвания. К ним ещё вернёмся.
Во второй половине 30-х газета много пишет на международные темы. Обстановка в мире накаляется: политика умиротворения Гитлера не даёт результатов, лишь подстёгивая фашистских агрессоров к захвату новых территорий. Отдельной строкой на передовице громоздятся сообщения под общим заголовком «На фронтах в Испании». «Но пасаран» – они не пройдут! Советский народ горячо сочувствует республиканцам, ведущим ожесточенную борьбу против мятежников во главе с генералиссимусом Франко. «В Испанском Марокко поднято восстание, когда офицеры попытались мобилизовать молодёжь для отправки в Испанию» – говорит газета. Тут же мелькают заметки о вторжении Италии в Абиссинию (Эфиопию), о героическом сопротивлении китайских войск милитаристской Японии.
Ещё одна важная тема: неравенство полов. «Коммунист» открыто возмущён бесправным положением женщины в капиталистических странах. Газета убеждает читателя, что только в нашей Отчизне женщина живёт счастливо и свободно: «Где есть помещики, капиталисты и купцы, там не может быть равенства женщины с мужчиной даже по закону. В Японии сложена поговорка: «Если ткачиху считать человеком, то и телеграфный столб может расцвести цветами». Кошмарно положение японской работницы: 14-16 часовой рабочий день за нищенскую плату в адских условиях без малейших признаков охраны труда. Замужняя француженка лишена всех гражданских прав: супруг обличён по отношению к супруге неограниченной властью, которая именуется гражданским кодексом властью мужа. Если жена уйдёт, супруг имеет право вернуть её к себе силой. В Италии, как и в Германии, женщина, выполняющая ту же работу, что и мужчина, получает только 50% заработной платы последнего. Германия насчитывает сотни тысяч безработных женщин, идёт обнищание населения, широкие массы третьей империи бедствуют».
Зато у нас дамы работают наравне с сильным полом! «На партийном совещании стахановка Занарской фабрики банкаброшница (первый раз в жизни встречаю такое слово!) Баркова вступила в соцсоревнование с сотрудницами завода «Х лет октября» Зиновьевой и Амановой. За две декады месяца план выполнен по всем показателям». Позже проконсультировалась с Интернетом: банкаброшница – это работница, обслуживающая машину в бумагопрядильном производстве; механизм разбивает массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.
Кумир, учитель, вождь всех народов, лучший друг советских детей. Целый выпуск «Набата» посвящен докладу Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном Съезде Советов. Основная статья называется «Документ огромного значения». О выступлении вождя в декабре 1936-го снята кинолента. «Через несколько дней миллионы людей будут смотреть в кинотеатрах новый звуковой фильм о докладе Сталина. Вся советская страна читала и изучала доклад тов. Сталина, миллионы трудящихся слушали живую речь горячо любимого вождя. Теперь вся страна увидит и услышит его в кино. Дрожат своды пышного Кремлёвского дворца от грома оваций. Вот Сталин на трибуне. Ясно и отчётливо доходят до зрителя слова, необыкновенно простые по форме и глубокие по содержанию. Работал над фильмом режиссер-орденоносец Григорий Александров» – возвещает «Коммунист» в одном из февральских выпусков 1937- го.
Вот попробуйте представить на страницах печатного изданий заголовок-лозунг: к примеру, «Да здравствует непобедимая партия «Единая Россия», или «Спасибо товарищу Президенту за наше счастливое детство!» Воспринимается как нечто неправдоподобное, верно? А тогда это считалось нормальным – громко, пафосно, восхваляюще. Таково было время – триумфальная эпоха страны социализма.
Пробежимся и по городским темам. Оказалось, в 1937-38 годах плохи дела были на «Спартаке». «Стадион в Майской долине, принадлежащий горсовету, находится в запущенном состоянии без всякого надзора. Забор разваливается, площадки и беговые дорожки в непригодном состоянии, тенисные (почему-то с одной «н») корды (через «д») неисправны, трибуны подгнили. Мер к благоустройству и ремонту стадиона не принимается. Сейчас нужно завозить шлак для оборудования площадок и дорожек, необходим лесоматериал для капитального ремонта трибун.»
19 августа 1937 года «Набат» сетовал об исключительно плохом строительстве новой школы. Адрес не указан, но надо полагать, это – школа №28, будущая первая. Довольно неоптимистична заметка о том, что серпуховские колхозы не приступили к севу озимых. Среди объявлений – афиши фильмов в Гортеатре, клубе им. Володарского, парке культуры и отдыха. Размещено сообщение об утере пропуска на завод им. Сольца гражданкой Шамовой, о продаже рубленого амбара, крытого железом и др.
Из всего увиденного и прочитанного у меня сложилось такое впечатление: 30-е – эпоха какого-то непонятно-восторженного настроения, эйфории. Мы – триумфаторы! У нас победил социализм! Теперь наша цель – коммунизм! Нам всё по плечу!
Первоначальные идеалы революции померкли, им на смену пришли новые, жёсткие цели, установилась суровая «стальная» исполнительская дисциплина. Что-то подсказывает, жизнь была далека от идиллических картин, искусно созданных советской пропагандой. Чистки, расстрелы, ссылки – об этом не говорилось вслух. Классовые враги и вредители должны нести заслуженное наказание. Так решили вождь и партия.
А на западе тем временем сгущались тучи, и готовилась пойти на восток чудовищная гроза…
Татьяна Панкратова
Продолжение следует
Цифра
24 раза в неделю выходил «Коммунист» во второй половине 30-х годов.
Напомним
До сентября 1937 года газета «Коммунист» называлась «Набат».
Факт
Несколько испанских девочек, вывезенных в середине 30-х годов из родной страны, объятой гражданской войной, оказались впоследствии в Серпухове. Их привезли учиться в нашем медицинском училище.