Серпухов. Новости

Возьми газету бесплатно

Яндекс.Погода

воскресенье, 7 августа

пасмурно+20 °C

Сейчас в эфире

online радио

Как на поле Куликовом…

13 июня 2022 г., 17:16

Просмотры: 4


Мамаево побоище – тема, казалось бы, избитая. О Куликовом поле сказано изрядно и многими. О решающем значении засадного полка Серпуховского князя Владимира Андреевича в исходе сечи нашим землякам становится известно с младых ногтей. И тем не менее время от времени находится новый ракурс рассмотрения темы и новые вопросы.

Так, интересное размышление предлагает историк Борис Книпис.
Мы знаем, что вся существенная, значимая и лаконичная информация о Куликовской битве заключена в единственном источнике, который затем многажды тиражировался и дополнялся различными подробностями. Первоисточник – летопись «Сказание о Мамаевом побоище». Она была составлена в стенах Троицкой Лавры и датируется 1409 годом. То есть написана спустя несколько десятилетий после битвы. Кроме того, сам её текст не сохранился – сгорел в огне московского пожара 1812 года, но различные письменные версии произошедшего появлялись вплоть до 1680-х годов.
В исходной же летописи о самом ходе сражения нет никакой конкретизации, только  общие слова. Но когда дело касается последней фазы боя, то тут начинаются подробности. Мы здесь находим описание того, как воевода Боброк Волынец и князь Владимир Серпуховский  атаковали половцев засадным полком, в результате  ход сечи переломился и русские победили. Потом великого князя Московского Дмитрия Донского долго не могли найти, но всё-таки отыскали в иссечённых доспехах и без сознания.  «Тогда же Мамаи не во мнозе утече съ Доньского побоища и прибеже въ свою землю въ мале дружине, видя себе бита и бежавша и посрамлена и поругана». Почему?
Итак, сказание составлено в Троице-Сергиевой Лавре, при этом нужно учитывать, кто был владельцем земли, на которой размещался монастырь. Он стоял не на великоняжеской земле, а на уделе, принадлежавшем родителям Владимира Храброго. Поэтому преподобный Сергий мог чувствовать себя относительно свободным по отношению к великому князю Дмитрию Ивановичу. И тогда, утверждает историк, становится понятным такая структура летописи: монахи Лавры возвеличивали своего удельного князя. Очевидно, что летописцы не ходили опрашивать участников битвы в другие земли, а слушали рассказы самих ратников или уже детей воинов засадного полка, которым командовал князь Серпуховский. То есть основная информация, которая была доступна летописцам, исходила от дружинников князя Владимира. И несмотря на то, что полк представлял собой меньшую часть русского воинства, а в нём состояли ратники ярославские, суздальские, нижегородские, московские, белозёрские, галичские и т.д., –именно о нём мы знаем больше всего.

images.jpg

Кстати: Напоминаем любителям древностей, что в Серпуховском историко-художественном музее действует постоянная экспозиция «Серпухов – город-ключ», где собрано много артефактов времён раздробленности Руси и рассказывается о князе Владимире Андреевиче. А молодёжь для посещения выставки может воспользоваться «Пушкинской картой»

Обсудить тему

Введите символы с картинки*

Самое читаемое

24 часа
неделя
месяц

Жизнь за веру

04 авг. 2022 г., 10:00

Жизнь за веру

04 авг. 2022 г., 10:00

Памяти великого предка

28 июля 2022 г., 10:30